«Война – это контролируемое насилие, предполагающее определенную цель.
Не убийство,…а контролируемое и целесообразное насилие».
Роберт Хайнлайн, «Starship troopers"
Первое сентября ознаменовалось не только радостью от встречи с одногруппниками, но и походом в самый молодежный кинотеатр Москвы. О пуфиках, конечно, можно было только мечтать, поэтому пришлось довольствоваться просмотром в зале с жесткими сиденьями. Через 3 минуты (примерно столько прошло времени до первого выстрела) об окружающей действительности я позабыл окончательно. Сразу предупреждаю, что фильм этот предназначен не для всех, особенно не для любителей шреков во время ледникового периода
Но если вы перематывали и смотрели раз за разом (не меньше 5) первые 25 минут из «Спасти рядового Райана», ваши любимые фильмы «Враг у ворот» и «Снайпер», а на «Звезду» вы ходили всем классом, то этот фильм действительно для вас. Итак…
Шел 1965 год, и Америке снова потребовалось засунуть свой нос в самую середину продуктов жизнедеятельности индийского слона.Но стране нужны герои, поэтому на фронт посылаются испытанные многими войнами (от высадки в Нормандии до Южной Кореи) ветераны. Однако до американцев во Вьетнаме побывали французы… Мир их праху. Кстати, примерно на той же 3 минуте фильма наконец понимаешь фразу из песни: «…Обречен как военный трубач…». .
Так, к слову.
Но мы снова во влажных и практически непроходимых зарослях Северного Вьетнама, где батальон твердолобых десантников под предводительством мужественного полковника в исполнении Гибсона впервые за историю вьетнамской войны встречается с противником. Встреча получилась пламенной и с салютом. Да, боевые сцены режиссеру удались на славу. Все грохочет, воет, взрывается и рассыпается грудой окровавленных ошметков в самых захватывающих дух ракурсах, а некоторые кадры просто хочется повесить на стену с надписью «Как это было». Только поэтому стоит признать, что фильм удался. А какой там звук… В общем, компьютерная графика и Dolby Digital опять и снова потрясают.
Но. Американцы не были бы тем, чем их называют во всем остальном цивилизованном мире (не подумайте ничего плохого, оголтелыми патриотами), если бы их патриотизм не проходил бы, как модно говорить, красной нитью сквозь весь сюжет фильма. И оружие-то у наших вояк не заклинивает (миф о непобедимости американского оружия развеян во всем мире, но, конечно, не на американском континенте), меткость у вчерашних новобранцев как у снайперов со стажем, а вид наступающего противника не сломил даже самого малодушного солдата. Весь бой проходит на фоне душеспасительных разговоров о войне и ее причинах с фронтовым журналистом.
И все же фильм спасают две вещи. Во-первых, игра Гибсона (старый конь борозды не испортил), а во-вторых, удивительно тонко переданное чувство ненависти к ужасной и кровавой вьетнамской бойне: сцены, когда жена полковника разносит письма женам погибших, а также реакция самого полковника на прилетевших после боя журналистов вызывают искреннее сочувствие не американцам, но людям. После просмотра некоторые зрители откровенноплакали. Причем отнюдь не девушки.
Подводя итоги, хочется пожелать всем сходить таки на этот знаменательный в каком-то смысле фильм. Не пропустите, ведь такое кино появится еще не скоро.
Paramonov Dmitry aka DemoniT
10 сентября 2002 г © 2002 LDMSU
|